27.03.2013. в храм прибудут мощи
25.03.2013 23:42

27 марта (среда) в 21.30. молебен у мощей святых угодников Божиих:

великомученика Георгия Победоносца,

преподобного Илии Муромца (Печерского),

праведного Феодора (Ушакова).

(Мощи будут пребывать в храме до 10.00. утра 28 марта).

9 апреля святыни будут в храме с 11.00. часов.

 

Великомученик Георгий Победоносец

Великомученик Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности — Белит), у подножия Ливанских гор.

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности — называют еще Победоносцем. Мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лида, в храме, носящем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему.

На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, а также описанное в житии чудесное оживление единственного вола у земледельца, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.

Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

 

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Достоверных сведений о житии преподобного Илии Муромца, Печерского, сохранилось до нашего времени крайне мало.

Предполагают, что родился он около 1143 года в селе Карачарово под Муромом во Владимирской области в семье крестьянина Ивана, Тимофеева сына и его жены Евфросиньи, дочери Якова. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором складывались многочисленные былины. Кстати, он является главным действующим лицом – могучим витязем княжеского рода Ильей Русским – и германских эпических поэм XIII века, основанных на более ранних сказаниях.

С детства и до 30 лет Илья был парализован, а потом чудесным образом получил исцеление от трех вещих старцев – калик перехожих (нищих странников), – которые предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Взяв родительское благословение, – Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха – был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости. А обиды тогда было от кого терпеть: в степях рыскало «Идолище поганое» (так называли печенегов), леса облюбовали соловьи-разбойники, с хазарской стороны грозил «Жидовин проклятый»…

Все сказания свидетельствуют об истинно христианском смирении и кротости Ильи Муромца (он никогда не превозносил себя!), величавом спокойствии и мире душевном: «Я простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, от врагов ее оборонять».

Получив в одном из боев с половцами неизлечимую рану в грудь и повинуясь зову сердца, Илья принял монашеский постриг в Киево-Печерском Успенском монастыре. В то время так поступали многие воины, заменяя меч железный мечом духовным и проводя свои последние дни в сражении не за земные ценности, а за небесные.

Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени. Это дает основание предположить, что его постриг пришелся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182).

Скончался Илия Муромец около 1188 года, примерно на 45-м году жизни. Его мощи покоятся до сего времени в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры.

В документальном источнике имя богатыря впервые упоминается в 1574 году.

В XVIII веке паломник Леонтий оставил такое свидетельство: «Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

В 1988 году межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты исследований подтверждают факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего – 40–55 лет; рост – 177 см (в свое время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; установлена причина смерти – обширная рана в области сердца.

К лику святых Илия Муромец был причислен в 1643 году в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

 

Святой праведный воин Феодор Ушаков

Святой праведный Феодор Ушаков родился 13 февраля 1745 года в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской губернии и происходил из небогатого, но древнего дворянского рода. Вся жизнь российского флотоводца прошла под благотворным влиянием его родного дяди, преподобного Феодора Санаксарского – великого воина в духовной брани.

После того, как юный Феодор отучился в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, он, получив чин мичмана, был направлен на Балтийский флот, а в 1769 г. переведен в Азовскую флотилию и принимал участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

В основе действий Ушакова лежала подлинно христианская забота о каждом вверенном его руководству человеке, он воспитывал в матросах патриотизм, чувство товарищества и взаимной выручки. В 1783 году за проявленную находчивость во время эпидемии чумы Ф. Ушаков был произведен в капитаны 1-го ранга.

Командуя русским авангардом во вновь разгоревшейся войне с Турцией в 1787 г., Феодор Феодорович внезапно применил ловкий и смелый маневр, создав выгодную для всей севастопольской эскадры позицию и лишив противника многих преимуществ. Итогом боя стала победа русского флота, причем впервые – над численно превосходящим в морском столкновении противником.

Получив чин контр-адмирала, Феодор Феодорович был в начале 1790 г. назначен командующим Черноморским флотом. В том же году флотоводец одержал блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок возле Керченского пролива и закрепил этот успех в бою у острова Тендра вблизи нынешней Одессы.

В 1791 г. война завершилась полным разгромом Ушаковым турецкого флота у мыса Каликария, что на юго-западном побережье Черного моря.

Сохранилось свидетельство, что в Севастополе он «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием дел военно-судных; а произнося приговор, щадил мужа, отца семейства многочисленного; и был исполнен доброты необыкновенной». В 1793 г. Феодор Феодорович получил чин вице-адмирала.

Первым великим свершением Ф. Ушакова в Средиземном море стало освобождение занятых французами Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции и издавна населенных православными греками. Кульминацией освобождения островов стало взятие в 1799 г. укреплений острова Корфу, считавшихся сильнейшими в Европе и, более того, неприступными. Феодор Феодорович усердно молился в православных храмах Корфу и благоговейно припадал к святыням островов – мощам святого Дионисия на острове Занте и святого Спиридона Тримифунтского на Корфу.

 Управляя освобожденными островами, командующий Черноморским флотом России явился создателем первого греческого национального государства со времен захвата Греции турками – Республики Семи Соединенных Островов. При этом Ф. Ушаков сумел защитить от агрессивно настроенных турок как православных жителей островов и их святыни, так и пленных французов. Соратником Феодора Феодоровича на суше был в это время его выдающийся соотечественник-полководец – Александр Васильевич Суворов. Заслуги Феодора Ушакова в Средиземноморской кампании увенчались возведением его в 1799 г. в чин адмирала.

В 1807 г. адмирал вышел в отставку, имея за плечами не только победы, но и счастье знать, что за всю его флотоводческую службу он не потерял ни одного корабля и ни одного пленного.

Будучи бессемейным и опекая осиротевших племянников, Феодор Ушаков отписал им в 1810 г. в завещании свои имения и поселился в деревне Алексеевке Темниковского уезда Тамбовской губернии, возле Санаксарского монастыря, где монашествовал и был похоронен его дядя. Молясь в обители во все праздничные и воскресные дни, Феодор Феодорович также и «в Великий пост живал в монастыре, в келии, для своего пощения и приготовления к Святым Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; так же бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния».

Преставился праведник 2 октября 1817 г. и был погребен в Санаксарском монастыре подле своего сродника. Память о великом флотоводце не раз вдохновляла на ратный подвиг новые и новые поколения моряков.

 
Омско-Тарская Епархия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви. Cайт создан по благословению настоятеля храма о. Дионисия.
 wavy © 2009-2011