Приходской листок. 6 января (24 декабря, Неделя 31-я по Пятидесятнице) 2013г.
08.01.2013 23:42
Индекс материала
Приходской листок. 6 января (24 декабря, Неделя 31-я по Пятидесятнице) 2013г.
Page #
Все страницы

 

ХРИСТОС РОЖДАЕТСЯ, СЛАВИТЕ!

Празднику Рождества Христова, как и Крещению, предшествует навечерие, свидетельствующее об особой важности наступающего торжества. Издревле в Церкви Православной в навечерие совершаются часы, называемые царскими. Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое, как бы в ознаменование того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда, во мраке вертепа, но сияет всем языкам (народам). Перед чтением Евангелия на каждом часе бывает каждение. Этим воскурением фимиама вспоминаются ливан и смирна, принесённые с востока волхвами новорожденному Царю Иудейскому. На часах святая Церковь воспоми-нает пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя по плоти - новорожденного Царя Иудейского, потомка Давидова. С чтением пророчества св. Церковь соединяет на часах глаголы апостола Павла и евангелистов, свидетельствующих об исполнении пророчеств. Священные чтения сопровождаются торжественными песнопениями, изъясняющими чтения. Обычай совершать перед праздником Рождества Христова навечерие - несомненно древний. По намерению св. Церкви, канун Рождества Христова - есть день усиленного приготовления к достойной встрече праздника Рождества Христова. “Приидите, верние, - взывает в песнопениях этого дня св. Церковь, - возведемся божественно, и видим схождение Божественное свыше, в Вифлееме к нам явленне: и умом очистившеся житие принесем добродетели”: “потщимся спешно прийти в Вифлеем на поклонение Его с волхвы, плоды изряднейших деяний носяще яко дары”. Для более достойного приготовления к сретению великого праздника св. Церковь в этот день, именуемый сочельником, усиливает предшествующий сорокадневный пост и в самый день навечерия предписывает наиболее строгое пощение.

      “Ни одно событие Евангельское не празднует Церковь с такою радостию, после светлых дней Пасхи, как Рождество Спасителя, и ни к какому дню не собрано ею столько ликующих гимнов, единомысленных по предмету, разнообразных богатством созерцаний”, - замечает в своих “Письмах о богослужении” А. Н. Муравьев. Подражая пастырям Вифлеема, по зову Ангела приникшим к колыбели Воплощенного, многие пастыри и витии церковные воспевали вокруг нее свои высокие гимны. Казалось, божественный Младенец в яслях доступнее был их священным восторгам, нежели мужественный Страдалец Голгофы, и сквозь детскую улыбку менее ужасало Божество Его, нежели сквозь кровавые капли пота. Через их уста и до нас достигла ангельская песнь: “Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение”. Но как всякое торжество христианское требует и духовного приготовления, чтобы с чистым сердцем приступить к созданию тайн Божиих, то и перед великим воспоминанием воплощения Бога Слова, нас ради приявшего зрак раба, учрежден сорокадневный пост, по подобию Великой Четыредесятницы. В бдениях и молитвах должны мы смирить свою житейскую гордость, чтобы достигнуть духовной нищеты пастырей Вифлеемских, которые легко уверовали в спасительного Младенца, не потому только, что им отвержлось небо ангельскими гимнами, но и потому, что их собственное сердце уже готово было вместить небесные песни и, подобно убогим яслям, приять земное убожество небесного Владыки.
      “Христос рождается! - восклицает еще среди поста на утреннем каноне Григорий Богослов, - славьте; Христос с небес - сретайте; Христос на земле - возноситеся!” И тот же певец заключает свою дивную песнь: “таинство странное вижу и преславное: небо - вертеп! Престол Херувимский - Дева! Ясли - вместилище, в коем возлежит неприступный Христос Бог”.

      Светлостию наступающего торжества озаряются предшествующие дни, озаряются и последующие, как будто бы звезда, руководившая волхвов к колыбели, однажды и навсегда стала вверху, на тверди церковной: ибо при кратком ее сиянии соединила Церковь вокруг величаемого ею Младенца все божественное его семейство и самых праотцев. Так памяти Адама и Евы, искупленных от клятвы Божественным семенем жены, которое, по слову Моисея, стерло главу искусителя змия, и памяти всех Богоотцов Христа по плоти посвящены два предыдущих воскресения; а последующие празднует кроткого предка Его Давида, и мнимого отца Иосифа и брата Иакова, первого святителя Иерусалимского. Не забыты и невинные младенцы, избиенные жестоким Иродом, искавшим погибели Воплощенного; на другой же день Рождества торжественно собирается вся Церковь воздать должные хвалы Пресвятой Деве Марии, послужившей орудием нашего спасения.

      За пять дней до самого праздника уже начинается предпразднество. Продолжает свое описание Рождественских богослужений А. Н. Муравьев.

      Ангельские предыдите силы, приготовьте ясли в Вифлееме: Слово рождается, мудрость происходит, приемлет целование Церковье.

      Горы да каплют сладость, се Бог приходит от юга, языки покоряйтесь, радуйтесь Пророки, Патриархи взыграйте, человеки восплещите руками: великий и крепкий Князь Христос рождается, царь небес на землю приходит.

      Гряди, тяжкосердный Израиль, отвергни лежащий на сердце твоем облак, познай Создателя, рождающегося в вертепе; сей есть чаяние языков, сей разрушит твои праздники, ибо ты не хочешь взывать ему: Христос Царь Израилев!

      Последний день перед Праздником Рождества Христова особенным образом посвящен посту и молитве, и верные, памятуя звезду Волхвов, не нарушают поста до появления первой вечерней звезды, встречая ее на молитве; в этот день поздняя литургия Василия Великого соединена с вечернею. И особенные часы, называемые царскими, составлены для этого дня из псалмов и пророчеств и чтений новозаветных, подобно часам великого пятка; ожидание Спасителя, в смиренном образе человечества, столь же торжественно для Церкви, как и последующие страдания Богочеловека. Византийские императоры всегда присутствовали в своих палатах, с великой пышностью, на этих часах и отсюда произошло название “царских” и многолетие, возглашаемое по их окончании. Служение совершается посреди храма.

      Перед закатом солнца начинается литургия с вечернею, и первые стихиры ее, двух Патриархов Германа и Анатолия, уже достаточны, чтобы возбудить все внимание верных к наступающему торжеству: приидите возрадуемся Господу, возвещая настоящую тайну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обратило тыл, и Херувим отступает от древа жизни, и я приобщаюся райской пищи Эдема, отколе был изгнан за преступление; ибо неизменный образ Отца, образ его вечного существа, зрак раба приемлет, рождаясь от неприкосновенныя Матери, но пременения не терпит: Бог истинный, Он остается, каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию сделавшись человеком; возопием к Нему: “Боже, родившийся от Девы, помилуй нас”.

      И вот перед торжественным входом с Евангелием и тихой песнью “Свете тихий”, какую верную обширную картину языческого мира, при появлении Христовом, развивает в песнях своих Церковь, и эта величественная песнь есть творение инокини, отшельницы Кассии.

      Августу, единоначальствующему на земле, престало многоначалие человеков, и Тебе вочеловечшемуся от чистой Девы, упразднилось многобожие идолов: под единым царством мирским были все грады, и в единое владычество Божества уверовали все языки; повелением Кесаревым была перепись народам; мы же, во имя Тебя, вочеловечшагося Бога нашего, вписались в число верных; велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

      Затем начинается возвышенный ряд паремий, по подобию ветхозаветных чтений великой субботы. Здесь соединены все предзнаменования и пророчества о Рождестве Спасителя.

      Последнее из них заключается словами, которые обратились в торжественную песнь на всенощной наступающего дня: “С нами Бог, разумейте языки и покоряйтеся, услышите даже до последних земли, яко с нами Бог”.

      По окончании литургии все священнослужители, подобно пастырям, собравшимся из ночной долины, где пасли стада, возглашают при сиянии светильника, как бы звезды вечерней пред царскими вратами: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нее бы звездам служащий звездою учахуся, Тебе кланятся солнцу правды и Тебя ведети с высоты востока. Господи, слава Тебе.

      Дева днесь пресущественнаго раждает и земля вертеп неприступному приносит; Ангелы с пастырьми славословят, волхвы же со звездою путешествуют; нас бо ради родился, отроча младо предвечный Бог.

      Таково духовное приготовление, бывающее накануне дня Рождества Христова, дабы верные, однажды проникнутые всей важностью события, могли достойно его встретить. Когда же оно случается в субботу или воскресенье, дни, собственно, не посвященные постному бдению, тогда царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а литургия накануне праздника совершается в обыкновенное время, к вечеру же остается вечерня с ее паремиями. Но великое повечерие и утреня празднества неизменны, и они изобилуют красотами витийственными, ибо два великих певца, Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин, излили свое вдохновение в стихирах и канонах.

      Небо и земля днесь совокупились чрез Рождество Христово, днесь Бог снисшел на землю и человек взошел на небо; днесь невидимый естеством, ради человека видим чувственно, и мы славословя, возопием ему: слава в вышних Богу и на земли мир, дарованный Твоим пришествием, Спасе.

      Небо принесло тебе, Младенцу, лежащему в яслях, начаток языков, и звездою призванные волхвы ужаснулись, видя не скипетры и престолы, но крайнюю нищету: ибо что хуже вертепа, и что смиреннее пелен, в коих просияло богатство Твоего Божества? И вот дары, принесенные ими: злато, как царю веков, и ливан, как Богу всех, и смирна бессмертному трехдневному мертвецу. Молитвенно послала их дщери Давидовой Вавилонская дщерь, повлекшая некогда в плен детей Сиона, и органы их, уклонившиеся тогда от песней плачевых, в земле чуждой, ныне разрешаются мусикийскими звуками в Вифлееме, над колыбелью Христа.

 

 



Святые отцы о Рождестве Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

   

         Единородное Слово соединилось со Своим созданием по воле Отца и сделалось плотью, (Оно) и есть именно Иисус Христос Господь наш, который и пострадал за нас и воскрес ради нас и опять имеет придти во славе Отца, чтобы воскресить всякую плоть и явить всем спасение… Итак, один Бог Отец, и один Христос Иисус Господь наш — во всем же Он есть и человек, создание Божие; поэтому и человека восстановляя в Себе Самом, Он невидимый сделался видимым, необъемлемый сделался объемлемым и чуждый страданиям — страждущим, и Слово стало человеком, и как в занебесном, духовном и невидимом мире начальствует Слово Божие, так и в видимом и телесном Оно имеет начальство и присвояя Себе первенство и поставляя Себя Самого Главою Церкви, все привлечет к Себе в надлежащее время.

Св. Ириней Лионский

Великое и чудное таинство видим ныне мы, братие. Пастыри с радостными восклицаниями являются вестниками к сынам человеческим… В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хваля во славу Бога. Все вместе совершают радостный праздник, видя Бога на земле и человека, взъемлемого к небесам. Дольние Божественным провидением воздымаются до вышних, вышние по любви Божией к людям склоняются к дольним, ибо Высочайший, по смирению Своему, «вознесе смиренныя». В этот день великого торжества Вифлеем становится подобным небу: вместо звезд восприемлет Ангелов, поющих славу, и вместо видимого солнца — беспредельное и неизмеримое Солнце Правды, творящее все сущее. Но кто дерзнет исследовать столь великое таинство? «Идеже хощет Бог, так побеждается естества чин». Итак, немощи людей непричастный Бог восхотел и снисшел, совершая спасение людей, ибо в воле Божией — жизнь всех людей.

Свт. Григорий Неокесарийский

Рождественская ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому пусть каждый отложит ярость и суровость; принадлежит смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия; это день, в который Бог нисшел к грешникам, да устыдится же праведник превозноситься пред грешником... Это день, в который ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это день, в который отверзлась дверь неба нашими молитвами; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий?.. Само Божество заключилось в человеческую природу, чтобы эта природа устремилась ко всему святому.


Прп. Ефрем Сирин

 

Молитвы

Тропарь Рождества Христова, глас 4:

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. // Господи, слава Тебе!

Кондак Рождества Христова, глас 3:

Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит, / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют, / нас бо ради родися // Отроча Младо, Превечный Бог.

 
Омско-Тарская Епархия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви. Cайт создан по благословению настоятеля храма о. Дионисия.
 wavy © 2009-2011