Приходской листок. 17 февраля (4 февраля, Неделя 37-я по Пятидесятнице) 2013г.
16.02.2013 23:24
Индекс материала
Приходской листок. 17 февраля (4 февраля, Неделя 37-я по Пятидесятнице) 2013г.
Page #
Все страницы

Толкование евангелия на каждый день года. Протоиерей Александр Шаргунов.

Воскресение: февраль 17 (февраль 4).

(Лк., 94 зач., 19:1-10)

19:1Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

19:2И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

19:3искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

19:4и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

19:5Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

19:6И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

19:7И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

19:8Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

19:9Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

19:10ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.


Закхей принадлежит к разряду грешников и мытарей. Хуже того — он начальник мытарей, но он еще к тому же богат, и мы знаем, каким препятствием может быть богатство, чтобы пробиться ко Христу. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие»(Мф. 19:24). Однако первое препятствие, какое встречает Закхей на своем пути, это толпа. Закхей маленького роста и не может из-за толпы видеть, кто есть Иисус, и, естественно, не может быть увиденным им. Как мальчишка, начальник мытарей бежит, обгоняя толпу, забывая о своем положении и достоинстве, чтобы взобраться на дерево. И он вовремя успевает, потому что проходит Христос и поднимает глаза к нему.

Святая Церковь призывает нас накануне Великого поста задуматься об одной из главных преград, отделяющих нас от истинной жизни. Каждый человек, как бы он ни был высок, — Закхей — «маленького роста» не только физически, и ему не видать Христа, пока он не выйдет из толпы.

Что такое толпа? Колеблющаяся, изменяющаяся, как море, стихия, и как море, поглощающая все. Любая толпа страшна своей переменчивостью и почти естественной готовностью раствориться в безликой лжи. Что скажут одни, стоящие впереди, то повторяют все. Толпа — это «мнение», которое довлеет над людьми, так называемое «общественное мнение». Она легко превращает всех в однородную массу. Человек теряет себя, он повторяет то, что говорит толпа.

Как это знакомо нам из недавних наших лет: людей сажали, расстреливали — «Знать об этом не хотим!» Как ничего не изменилось сегодня: народ растлевают, уничтожают — «Слышать этого не желаем!» Толпа не хочет задумываться, анализировать: так надежнее, спокойнее — «Как партия сказала!» Как скажут теперь те, кто у власти. Существует особенная опасность для русского народа — стать толпой.

Человечество становится толпой по мере того, как оно, отрываясь от Бога, подчиняется злу и смерти. В общем, все люди до определенного момента представляют из себя толпу, даже если их собирается только двое или трое. Вот характерный, рассудительно-благодушный разговор в сквере на лавочке особ почтенного возраста, наблюдающих, как матерятся мальчишки: «Мы теперь не имеем права им ничего говорить. Это им теперь разрешено». Типичный образ сознания толпы: «Теперь это узаконено». Убивать будут, как убивали недавно, — толпа промолчит или ликующе одобрит.

Толпа страшна тем, что она может любого оклеветать, поднять на смех — каким смешным был для нее бегущий по улице, карабкающийся на дерево коротышка Закхей! И толпа может любого возвысить. Толпа ищет кумира, и та же толпа того, кого она приняла, может через минуту отвергнуть. Ведомая самыми дурными инстинктами, масса людей превращается в стадо, которое завтра, быть может, поведут в цирк смотреть, как христиан отдают на растерзание львам. А, может быть, поведут на свою же собственную бойню. Когда масса людей превращается в стадо, бесы могут вселиться в толпу и низринуть ее в бездну. Недаром физически страшным бывает, порою, попадать в толпу — могут растоптать. И точно такое же может произойти морально.

Как выйти из толпы? Надо решиться на поступок. Этот поступок — «не быть как все, когда все — толпа». Но этого недостаточно. Многие шли до конца в своем отрицании толпы и остались в еще большей пустоте, в еще более страшном аде одиночества. Проклиная толпу, они прокляли в конце концов жизнь, все человечество. Пока человек не увидит Христа, он так или иначе остается «человеком толпы». Надо иметь мужество сопротивляться навязываемой толпою тьме и сильное желание вырваться из нее, и это может быть осуществлено только, когда человек устремлен к самому главному смыслу.

Как говорит блаженный Августин, мы видим Бога, потому что Бог видит нас. Не мы первыми возлюбили Его, а Он нас. Если бы Христос не заметил Закхея, не обратился к нему, жизнь начальника мытарей озарилась бы на какие-то мгновения надеждой и опять бы погасла во тьме. Но для того и пришел Христос в Иерихон, чтобы найти в нем Закхея. Никто не может потеряться в какой угодно толпе, и, как говорят святые отцы, когда мы делаем шаг навстречу Богу, Он делает, по крайней мере, десять шагов навстречу нам. Или, как сказал один проповедник, Закхей поднялся на два метра в земное небо, и Небо небес тотчас сошло к нему.

«Закхей, сойди скорей, ибо Мне надобно быть у тебя в доме», — говорит Господь. Все определяется этой новизной, этим присутствием Господа. Ветер чудный вымел все, что было его, он больше не может сказать: «Это мое: мое знание, моя вера», ибо все принадлежит Богу. Раньше он заботился о накоплении богатства, а теперь — новая жизнь. Все прежнее кончилось, он отказывается от всего, чтобы дать место новому богатству. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Все еще как будто — по слову Предтечи, обращенному только к естественной справедливости: «У кого две одежды, тот дай неимущему» (Лк. 3:11), но уже богатство для него — нищета, и нищета — богатство, и смысл имеет только жизнь, отданная до конца Христу.

Воистину толпа — стены Иерихонские на пути ко Господу. Если ты хочешь узнать, как сила Божия может все одолеть, вспомни Иерихон, как его стены пали не силой меча или орудия осады, а победным криком во имя Господне.

Та же сила Господня всегда принадлежит всякому немощному человеку. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11), и мы, погибающие, ищем Его; мы, мертвые, приобщаемся Его жизни. От этой близости Божией вся сила перемен. Невозможное становится возможным; тот, кто был мертвым, становится живым. Христос всегда посреди грешников, исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Он всегда посреди толпы, даже если эта толпа сменяет крики «Осанна!» на крики «Распни Его». Закхей, исполненный ликования, теперь может сам войти в любую толпу. Теперь кому-то другому, не ему, она не дает увидеть Христа, как слепому в Иерихоне при приближении Господа велит замолчать. И, может быть, от исцеления Закхея, как от прозрения Иерихонского слепого, совершится большее чудо — толпа станет народом. И те, кто с темным ропотом говорил о Христе, что Он ничего не понимает, потому что вошел к Закхею, грешному человеку, теперь, как после чуда прозрения сидящего у дороги слепого, с изумлением скажут: «Бог посетил народ сей».


Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский

Дни памяти:  февраль 18 (февраль 5), сентябрь 22 (сентябрь 9 (Обретение и перенесение мощей).


Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в начале 30-х годов XVII в. в Подольском крае. Происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при Крещении, осталось неизвестным.

Благочестие родителей способствовало духовному развитию и добрым склонностям мальчика: с детства он прилежал молитве и отличался кротким характером.

Юношей он вступил в духовное училище, так называемую Киево-Братскую коллегию, при Киевском Богоявленском монастыре. Конец 40-х годов XVII века был временем расцвета коллегии.

Киево-Братская Коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства — иезуитов и униатов.

В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания и богомыслию.

После получения образования будущий святитель принял постриг в Киево-Печерской Лавре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).

В 1664 году его назначили настоятелем знаменитого Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель незадолго до того находилась в руках униатов, приведших ее в полное разорение. Святой Феодосий с усердием принялся за дело, и, благодаря своей энергии и трудолюбию, быстро восстановил иноческую жизнь в Выдубицком монастыре. Заботясь о церковном благолепии, он организовал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий посылал своих певчих в 1685 году.

В те годы святому Феодосию пришлось пережить тяжкое испытание: вместе с другими игуменами он был обвинен Мефодием, епископом Мстиславским и Оршанским, в измене русскому правительству и мнимой переписке с изменниками. 20 сентября 1668 года он был вызван давать объяснения по этому делу. Однако 17 ноября того же года клевета была обнаружена, и святой Феодосий вместе с другими был оправдан.

Когда епископ Лазарь был назначен местоблюстителем Киевской митрополии, он назначил святого Феодосия своим наместником в Киеве, а сам оставался в Чернигове. В этом звании святой Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.

В 1688 году святой Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря на место скончавшегося архимандрита Иоанникия (Голятовского). Там ему пришлось много потрудиться над благоустройством обители, также приведенной в разорение иезуитами и доминиканцами.

Он участвовал в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху Иоакиму по поводу отношения Киевской митрополии к Флорентийскому Собору и поднятого на нем вопроса о времени пресуществления Святых Даров.

В 1692 году 11 сентября святой Феодосий был торжественно хиротонисан в Успенском Московском соборе Кремля в сан архиепископа Черниговского.

Управляя Черниговской епархией, святитель Феодосий особенно заботился о духовном просвещении своей паствы. Он поддерживал старые и создавал новые иноческие обители, среди них: Печеникский женский монастырь, где он сам освящал храм. В 1694 году им был основан Любецкий скит, в том же году святитель освятил храм в Домницком мужском монастыре, а в 1695 году — величественный храм в честь Пресвятой Богородицы, построенный на вершине Болдинской горы, близ Ильинского монастыря.

Святитель Феодосий поддерживал существование в Чернигове типографии, выпустившей многие печатные издания Богослужебных книг.

При святителе Феодосии в Черниговской Епархии замечается особый подъем и усиление иночества. Большое внимание святитель уделял духовенству и был строго разборчив в выборе кандидатов.

Отличительными чертами личности святителя Феодосия были — снисходительность, миролюбие, строгая справедливость, глубокое сострадание ко всем, обращавшимся к нему за помощью и советом, не только православным, но и людям других исповеданий.

В 1696 году 5 февраля святитель Феодосий скончался и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборе, за правым клиросом, в устроенном для того склепе.

Святитель Иоанн Максимович построил над его гробом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах, в благодарность за чудесное избавление по молитвам святителя Феодосия от тяжкой болезни.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 (22) сентября 1896 года.

 
Омско-Тарская Епархия, Московский Патриархат Русской Православной Церкви. Cайт создан по благословению настоятеля храма о. Дионисия.
 wavy © 2009-2011